Главная Экономика 00:20 13 Октября 2023 4166
Самолет не летает - и становится «золотым»

Что не так в нашей авиастроительной отрасли?

Анатолий Журин
За несколько лет «лайнер русской мечты» МС-21 подорожал почти вдвое. Фото: UAC, globallookpress.com

«Труд» уже не раз писал, в каких муках российский авиапром уже четверть века ищет замену легендарному кукурузнику Ан-2. Кажется, вот-вот дело сдвинется с мертвой точки, но время идет, а наследник у самолета-работяги на аэродромах так и не появился. Новые российские крылатые машины существуют в проектах, причем по мере продвижения их к реальному производству имеют обыкновение стремительно дорожать.

В начале октября этот казус случился и с самолетом ЛМС-901 «Байкал», который давно готовится к выпуску на Уральском заводе гражданской авиации. Производитель сообщил, что с 2021 года стоимость самолета выросла на треть и сегодня составляет 178 млн рублей. Причем это цена в базовой комплектации, за дополнительные опции покупателям придется заплатить еще 117 млн.

Новые легкомоторные самолеты давно ждут в медвежьих уголках Сибири, Севера и Дальнего Востока, где на огромных территориях отсутствуют железные и даже надежные автомобильные дороги. Основным заказчиком новой крылатой машины стала единая дальневосточная «Аврора», доля которой принадлежит «Аэрофлоту» и правительству Сахалинской области. И как теперь прикажете им быть? Мало того что авиастроители постоянно вводят в заблуждение со сроками выпуска самолета, так еще и непомерно задирают цену, пробивая брешь в и без того скудном бюджете авиаперевозчиков.

Помнится, в начале текущего года президент на повышенных тонах призывал вице-премьера Дениса Мантурова перестать «валять дурака» и сформировать пакет заказов для авиазаводов. А теперь, получается, тем самым заказчикам надо или залезать в долги, или поднимать цены на авиабилеты.

Эта история вызывает целый ряд вопросов к российской авиационной индустрии, чьи руководители регулярно отчитываются об успехах в импортозамещении, и к членам правительства. Можно, конечно, бесконечно ссылаться на внешние политические и экономические факторы, дружно бранить инфляцию, объясняя увеличение стоимости долгожданных самолетов. Говорить о сложностях производства и логистики, о нехватке необходимых комплектующих деталей, современных станков и квалифицированной рабочей силы. Но кому легче от всех этих объяснений? В былые времена, на которые сегодня так любят ссылаться политики, наши отцы и деды выгружали станки на сибирскую и уральскую землю — и через считаные месяцы с них требовали готовые Ил-2. И тех, кто не справился, не журили в телевизоре...

Нынешнее увеличение цены на российские легкие самолеты «Байкал» на 48% за короткое время вызывает закономерные вопросы и требует подробного изучения. Ответы могут не только повлиять на текущие проблемы, но и сказаться на развитии всей нашей гражданской авиации. А ведь, судя по многочисленным речам, у нас другого пути нет, не так ли?

Как заметил один из наших авторитетных экспертов, такие истории будут повторяться, пока важнейшая для страны авиационная отрасль остается в ведении структуры под названием Минпромторг. Это многопрофильное ведомство никак не разберется, что для него главнее — создавать товар стратегического назначения или «наваривать» на нем прибыль. Такого вопроса не существует для «эффективных менеджеров», им тут все ясно, а специалистов в области авиации никто и не спрашивает.

«Если подойти к реальному обновлению парка авиатехники, — пишет наш читатель, — то надо признать необходимость создания комитета или министерства авиационной промышленности. Этим должны заниматься профессионалы — производственники и авиаторы, не понаслышке знающие, что такое взлет и посадка в тяжелых условиях и как нуждаются в неприхотливом крылатом транспорте миллионы россиян, которым выпало жить и работать далеко от Москвы. А нынешний Минпромторг — уже ясно всем! — больше напоминает министерство торговли».

Сегодня производство новых гражданских самолетов чиновниками отдано на откуп не имеющих необходимого опыта фирм. Так, суперджетом занялось ОКБ Сухого (боевые самолеты), «Байкалом» — УЗГА (ремонтный завод, впервые вообще взявшийся за авиастроение). Чем занимаются сегодня ильюшинцы, туполевцы, создававшие десятки лет гордость отечественного авиастроения, приходится лишь догадываться. Но это уже другая история, которую все эти годы стараются забыть...

Остается добавить, что и кукурузник Ан-2 вовсе необязательно списывать в утиль. Сегодня его модернизацией занимается новосибирский «Русавиапром» с участием НИИ авиации имени Чаплыгина. Эксперты считают, что при заинтересованном участии Минпромторга самолет ТВС-2МС можно быстро довести до ума, снабдить отечественным бензиновым двигателем и поставить на сборочный конвейер. И стоить он будет порядка 15 млн рублей. Но, видимо, такой вариант никому не интересен...

И тут снова приходится возвращаться к разговорам, идущим с начала нынешнего века. Сколько раз на самом высоком уровне звучали заверения: вот-вот взлетит «лайнер русской мечты», среднемагистральный самолет МС-21, призванный заменить уходящий в историю труженик Ту-154, а заодно и потеснить в нашем небе зарубежные А-320 и «Боинг-737». Громогласно заявлялось о планах вывести новый лайнер на воздушные трассы в 2015 году. Тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о госгарантиях на инвестиционный проект, были открыты кредитные линии ОАО «Корпорация «Иркут», общая стоимость инвестпроекта составляла почти 4 млрд долларов. Прошли годы, мы все время слышим все то же: «вот-вот». А лайнер не летает. Сначала чиновники Минпромторга делали ставку на кооперацию с «Боингом» и «Эйрбасом», а после объявления санкций Запада им пришлось искать другие пути. Что, в свою очередь, требует очередных вливаний из госбюджета. Может, это и есть главная цель — привлекать все новое и новое финансирование из государственной казны?

В середине нулевых, напомним, первоначальная стоимость МС-21 составляла 16-24 млн долларов в зависимости от модели и комплектации, что тогда было существенно ниже, чем у конкурентов. А в начале нынешнего года эта цифра подросла почти вдвое. Очень даже в духе времени!

Слово эксперту

Юрий Сытник, заслуженный пилот РФ

— Остановить рост цен на авиатехнику и, кстати, на последующую ее эксплуатацию в состоянии только регулятор отрасли. До каких пор он будет мириться с огромным числом посредников, наваривающих свою маржу на продаже оборудования, деталей, запчастей, авиакеросина?

Как выяснилось, Марк Твен был прав: землю действительно больше не производят

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Спрос на загородные участки бьет рекорды. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Похоже, этой весной всех одновременно потянуло к земле. И дело не только в долгожданном тепле, кружащем горячие головы. Спрос на загородные участки бьет рекорды — как следствие, земля в России резко подорожала. Как...

Почему в стране с крупнейшими газовыми запасами дома топят дровами

Александр Киденис
Труд
Почему народ вдруг отказывается от газификации, когда газ уже у забора? Ответ простой: нет денег. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

«Бояться нужно не генералов, а ефрейторов», — говорил герой французской кинокомедии «Закон есть закон». Нынче эти слова вспомнились при попытке выяснить, как выполняется общероссийская программа социальной...

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Кто виноват в случившемся?

Евгений Акатов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Вслед за затоплениями в Орске и Оренбурге дома ушли под воду до крыш в Кургане, в городе эвакуируют целые микрорайоны. «Уровень воды в реке Тобол...

Дискредитировавшая себя компания вновь берется за масштабные госпроекты, предлагая наступать на те же грабли

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
«Роснано» собралась сотрудничать с компаниями из Китая в сферах утилизации промышленных отходов и логистики. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Официальный визит главы государства за рубеж — это всегда значительное событие. А для крупных компаний еще и отличная возможность не только заключить выгодный контракт, но и заявить о себе, продемонстрировать...

На прошлой неделе «Газпром» опубликовал отчетность за 2023 год, согласно которой впервые за 25 лет компания получила чистый убыток в 629 млрд рублей 

Андрей Раскин
Фото: Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Целое поколение россиян выросло под звучащую из каждого утюга рекламу: «Газпром» – национальное достояние». Как сообщает газета «Ведомости», зрители и слушатели, узнав о впечатляющих успехах компании, должны...

Экономика 00:01 / 17 Мая 2024 4464
Тесно!

Цена квартиры останется прежней, а вот площадь уменьшится. И когда же «скворечники» выйдут из моды?

Александр Киденис
Труд
Апартаменты сегодня строятся для людей богатых. Фото: Роман Денисов, globallookpress.com

Российское строительное лобби добилось от президента страны подписания указа, который выполнить нереально: обеспечить россиян жильем площадью 33 квадратных метра на человека к 2030 году и 38 метров к 2038 году....

Вести гостиничный бизнес по правилам сложно даже в Москве, Санкт-Петербурге или на побережье Черного моря

Максим Башкеев
Труд
черноморском побережье доля «серых» гостиниц доходит до 80%. Фото: Александр Лискин, globallookpress.com

Помните, как герой фильма «Мимино» получает заветное место в московской гостинице по большому блату, представившись эндокринологом? Сегодня на вокзале или в аэропорту ему бы оборвали фалды хозяева ночлежек,...

«Поступательное развитие нашей экономики позитивно отражается на федеральном бюджете». – отметил глава государства

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С января по март 2024 года доходы федерального бюджета России увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2023 года более чем в полтора раза. Об этом, как сообщает ТАСС, рассказал президент РФ Владимир Путин. «Поступательное развитие...

По данным кабмина, при курсе менее 80 рублей за доллар пошлина нулевая

Фото: Konstantin Kokoshkin/Russian Look, globallookpress.com

Правительство России отменило экспортные пошлины на уголь на период с 1 мая по 31 августа. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров в своем Telegram-канале. «Правительство приняло решение отменить пошлины на вывоз энергетического...

Ранее некоторые российские издания отмечали рост цен на хлеб в ряде регионов страны

Фото: Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Цены на хлеб и хлебобулочные изделия в Москве практически не выросли с начала года, рост составил 1,27%. Как сообщает РИА Новости, об этом заявили в пресс-службе управления Федеральной службы государственной статистики по Москве и Московской...

Как отметил зампред Совбеза, созданный Вашингтоном механизм присвоения российских ценностей противоречит международному праву 

Фото: www.government.ru

Соединенные Штаты развязали против России гибридную, судебную и правовую войны, чтобы обокрасть нашу страну, а заодно и создали механизм незаконного присвоения российских ценностей. Об этом в субботу, 27 апреля заявил в своем Telegram-канале...

Еврокомиссия планирует в этом году получить таким образом два или три миллиарда евро

Фото: Imago/Christian Spicker, globallookpress.com

Послы стран – членов Европейского союза согласовали процедуру изъятия доходов от российских активов для оказания военной помощи Украине. Об этом сообщает информационное агентство Reuters. В статье говорится, что Европейская комиссия планирует...

Стоимость путевок в детские лагеря уже выросла, и это не предел. Не по-детски получается!

Максим Башкеев
Труд
Количество детских лагерей в России не растет, а сокращается. Фото: Сервер Амзаев, globallookpress.com

После сворачивания программы детского туристического кешбэка поиск путевок в оздоровительные лагеря, особенно приморские, становится для многих семей головной болью. Стоимость путевок в детские лагеря уже выросла, а в сезон...

По данным Мосстата, индекс потребительских цен на яйца в Москве в марте 2024 года составил 101,29 рублей

Фото: Petrov Sergey/news.ru, globallookpress.com

Цены на яйца в Москве с начала года выросли почти на 8%. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу управления Федеральной службы государственной статистики по Москве и Московской области. «По данным Мосстата, индекс потребительских...

Без роста миграционного потока России грозит депопуляция, то есть вымирание

Александр Киденис
Труд
Сами мы с задачей пополнения населения не справляемся. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

МВД готовит реформу миграционного законодательства. Об этом заявил в Совете Федерации глава министерства Владимир Колокольцев. И подчеркнул: необходимо избегать роста ксенофобии в отношении мигрантов. Дело не только...

Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Центральный районный суд Челябинска принял решение об обращении в доход государства компании по производству макаронных изделий, муки и круп «Макфа» и связанных с нею структур. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?